12. ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ


     Перед нами  поле  Монтьель  - беспредельное пылающее пространство, где,
как в книге примеров, собраны все вещи в мире. Шагая по нему с Дон Кихотом и
Санчо, мы понимаем, что  вещи имеют две грани. Одна из них -  "смысл" вещей,
их значение, то, что они  представляют,  когда  их подвергают  истолкованию.
Другая  грань  - "материальность" вещей, то,  что их  утверждает до и  сверх
любого истолкования.
     Над линией горизонта, обагренной кровью заката -  словно проколота вена
небесного свода,- высятся мельницы Криптаны и машут крыльями. Мельницы имеют
смысл: их "смысл" в том, что  они гиганты. Правда, Дон Кихот не в своем уме.
Но, даже признав Дон Кихота безумным, мы не решим проблемы. Все ненормальное
в нем  всегда было  и будет нормальным применительно ко  всему человечеству.
Пусть эти гиганты и не гиганты  - тем не менее... А другие? Я хочу  сказать,
гиганты вообще? Ведь  в действительности их нет  и  не  было. Так или иначе,
миг,  когда  человек   впервые  придумал  гигантов,  ничем  существенным  не
отличается от  этой сцены из "Дон Кихота". Речь бы всегда шла о  некой вещи,
которая  не  гигант,  но, будучи  рассмотрена со  своей  идеальной  стороны,
стремилась в него превратиться. В вертящихся крыльях мельниц мы видим  намек
на руки Бриарея[29]. Если  мы подчинимся влекущей  силе намека и  пойдем  по
указанному пути, мы придем к гиганту.
     Точно  так  же  и справедливость,  и  истина, и любое  творение духа  -
миражи, возникающие над материей. Культура - идеальная грань вещей-стремится
образовать отдельный самодовлеющий мир,  куда мы могли бы переместить  себя.
Но это иллюзия. Культура может  быть расценена правильно только как иллюзия,
как мираж, простертый над раскаленной землей.